Лучше жалеть о содеянном, чем сокрушаться об упущенном
В 1977 году психолог Эллен Джейн Лангер провела простейший эксперимент. Она заставила одного из участников эксперимента пройти без очереди к копировальному аппарату. Как выяснилось, 9 из 10 людей охотно разрешают пройти без очереди, если объясниться так или примерно так:
«Разрешите мне пройти без очереди, потому что я очень спешу».
Если же попросить «в лоб»:
«Можно я пройду без очереди?»,
— желающих пропускать кого-то вперед сократится примерно вдвое.
Изначально психолог полагала, что первый вариант успешно срабатывает потому, что участник эксперимента мотивирует просьбу спешкой. И потому был проведен еще один эксперимент.
Теперь испытуемый говорил людям в очередях примерно следующее:
«Разрешите пройти без очереди, потому что очень надо».
В ходе этого эксперимента выяснилось, что количество пропускавших вперед снова приблизилось к 90 %. И это при том, что внятной мотивировки на этот раз не было.
На основании этого Эллен Лангер сделала вывод, что ключевым словом в данных контекстах будет «потому что». Можно привести любую причину — и люди с готовностью пропустят вас вперед. Почему? Потому что людям необходимо хотя бы в общих чертах знать причину, по которой они совершают то или иное действие.
Иными словами, «потому что» запускало в их сознании программу уступчивости.
«Разрешите мне пройти без очереди, потому что я очень спешу».
Если же попросить «в лоб»:
«Можно я пройду без очереди?»,
— желающих пропускать кого-то вперед сократится примерно вдвое.
Изначально психолог полагала, что первый вариант успешно срабатывает потому, что участник эксперимента мотивирует просьбу спешкой. И потому был проведен еще один эксперимент.
Теперь испытуемый говорил людям в очередях примерно следующее:
«Разрешите пройти без очереди, потому что очень надо».
В ходе этого эксперимента выяснилось, что количество пропускавших вперед снова приблизилось к 90 %. И это при том, что внятной мотивировки на этот раз не было.
На основании этого Эллен Лангер сделала вывод, что ключевым словом в данных контекстах будет «потому что». Можно привести любую причину — и люди с готовностью пропустят вас вперед. Почему? Потому что людям необходимо хотя бы в общих чертах знать причину, по которой они совершают то или иное действие.
Иными словами, «потому что» запускало в их сознании программу уступчивости.