Лучше жалеть о содеянном, чем сокрушаться об упущенном
"Опыты любви" - моя вторая прочитанная у Алена де Боттона книга (первой была "Как Пруст может изменить вашу жизнь"). С тех пор я всё думаю: что же не так с этим автором? Кажется, он затрагивает достаточно интересные темы, вроде бы и язык у него неплохой - всё же пишет он мастерски. И, тем не менее, чего-то в его произведениях не хватает. Катастрофически не хватает; настолько, что кажется невозможным отнести его к числу своих любимых авторов. Ещё после его работы о Прусте у меня осталось лёгкое ощущение пустоты, которого никогда не возникает по прочтении хорошей литературы. Вот, казалось бы, я прочла приличную по объёму книгу, а эмоциональной или интеллектуальной подпитки ноль. Так и тут - причём читала я, можно сказать, с упоением, ожидая, когда же случится что-то потрясающее, волнительное. Теперь я отчасти понимаю, в чём дело. Дело не в скучной теме, выбранной автором для рефлексии; дело не в "картонных" персонажах, дело не в отсутствии у автора эрудиции. Я полагаю, дело в том, что автор бездарен. Он наверняка прекрасный журналист или телеведущий, которым восхищается широкая публика, но как писатель он не дотягивает ни до уровня философа, ни до уровня классика. Самое страшное так это то, что его персонажи и их переживания не находят у читателя никакого эмоционального отклика, и это чувствует даже не искушённый в литературе человек. Классики нередко брали в качестве женского образа невзрачных или даже отталкивающих персонажей: так мы сопереживаем Эсмеральде у Гюго - однако она лишь бездомная, наивная бродяжка; так нас приводит в бешенство Настасья Филипповна у Достоевского - обыкновенная содержанка и, наконец, так мы восхищаемся Джейн Эйр, на чьём неприглядном образе и замешан весь сюжет романа. Главная героиня Алена де Боттона - Хлоя, вызывает лишь лёгкое чувство брезгливости и недоумения. Кажется, такие незначительные детали её повседневной жизни, по задумке автора, должны умилять читателя, который смотрит на эту девушку глазами влюблённого в неё рассказчика. Однако на поверку образ Хлои постоянно кажется каким-то лубочным, очень сильно надуманным, просто не совмещающим в себе всех тех черт характера и интересов, какие приписал ей автор. В ней не уживаются эти надуманные интеллектуальность, крайняя воспитанность, в то же время - истеричность и распущенность, легкомысленность и одновременно ответственность. Она либо безвкусно выдуманный персонаж, либо же насквозь лживый человек (если история де Боттона автобиографична). В конечном счёте возникает ощущение, что "Опыты любви" - это история взаимоотношений двух человек, которые никогда не любили друг друга, просто один понял это раньше другого. Так что совершенно непонятно, с какой стати автор так легко разбрасывается словом "любовь". Действительно ли это автобиографичная книги, а, может быть, это ирония над современной моделью отношений? Увы, почти ничего не знаю об авторе, поэтому даже приблизительно не могу предположить. Впрочем, учитывая, к каким идиотским выводам он приходит относительно роли и статуса религии в книге "Религия для атеистов", я не удивлюсь тому, что взгляды повествователя из "Опытов любви" совпадают с позицией самого Алена де Боттона. Я поставила этому произведению хорошую оценку лишь потому, что оно в какой-то мере действительно захватывает, просто ввиду нелепого любопытства и тяги к "подглядыванию" за чужой жизнью. Никакой эстетической или назидательной функции оно, разумеется, не имеет. Автор-повествователь в конце концов наступает на те же грабли, композиция сугубо кольцевая, во всём: начиная непосредственно сюжетом, заканчивая мировоззренческой позицией главного героя. За время чтения книги я почти всегда чувствовала напряжение, ощущала искусственность этих отношений и попыток загнать их в рамки в любви. В какой-то момент напряжение возросло до такой степени, что мне хотелось даже забросить книгу, настолько удручал этот откровенный реализм, неуместное приплетание философских систем к абсолютно тривиальным отношениям двух легкомысленных людей. Не буду раскрывать все карты, но закончилось всё точно так же идиотски. Настолько идиотски, что я вздохнула с облегчением, что можно больше не переживать за главного героя, так как это не первая и не последняя "трагедия" в его жизни. Интересно, с какой целью Ален де Боттон писал именно эту книгу? С целью сомнительной популяризации философии? С целью раскрыть читателям глаза на то, что можно позволять себе глупые влюблённости на основании того, как незнакомый человек орудует ножом или вилкой или насколько у него симпатичная щель между зубами? Или, может быть, с целью поддержать тех, кто избавился от бесполезных и отягчающих отношений и теперь пребывает в депрессии? Попробую почитать другие книги де Боттона на любовную тематику, дабы сделать более основательные выводы, но это когда сгладится первое неприятное впечатление.
Подробнее на livelib.ru:
www.livelib.ru/book/1000038352-opyty-lyubvi-ale...